Советую https://ipleer.fm/artist/1307071-Madonna_Masterpiece/ много попсовой музыки.
Главная
Основание монастыря и его первый настоятель
Монастырь в XVII веке. Устроение обители Святым Нектарием
Заповедь Святителя Нектария о трезвости и общежитии
Монастырь в XVIII столетии
Монастырь в XIX столетии
Монастырь в XX веке

Памятник истории и культуры


Монастырь в XIX столетии

Икона преп. Нила столобенского. Конец XVIII века
Икона преп. Нила столобенского. Конец XVIII века

В XIX столетии вместо прежнего Богоявленского собора, пришедшего в ветхость и ставшего тесным из-за огромного стечения богомольцев, по проекту архитектора И.И. Шарлемана был сооружен новый, более обширный соборный храм, с трехъярусной колокольней. Этот проект разрабатывался для строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, но был воплощен в 1821-1833 годах в Ниловой пустыни. Строительство велось под надзором архитектора, мастера каменных дел, швейцарца Анжело Ботани.

По своей пышности храм превосходил многие позднеклассические сооружения столичной архитектуры. О богатстве его внутреннего убранства свидетельствовал серебряный вызолоченный престол главного алтаря (в 3 пуда весом), серебряные чеканные прорезные Царские врата весом более 10 пудов. Храм освещался бронзовым вызолоченным паникадилом в 120 свечей, украшенным искусно вылитыми барельефами трех Лиц Пресвятой Троицы, двунадесятых праздников, ангелов, пророков и апостолов. На стенах висели древние иконы в серебряных вызолоченных киотах и ризах, с такими же богато украшенными лампадами.
В ризнице монастыря при Богоявленском соборе находились произведения лучших русских мастеров, исторические и художественные реликвии, мемориальные вещи, связанные с историей обители (например, деревянный резной позолоченный посох святителя Нектария). В основном она состояла из собрания богослужебных книг, сосудов и облачений.

Почти все российские Государи посылали свои богатые подарки в Нилову пустынь. Их примеру следовали и высокие государственные сановники. Так, Царь Алексей Михайлович изволил пожаловать монастырю к освящению первого каменного собора 160-пудовый колокол. Его сын Феодор Алексеевич прислал в обитель серебряные вызолоченные богослужебные сосуды с принадлежностями, водосвятную чашу и печатное напрестольное Евангелие в вызолоченном серебряном окладе. Императрица Екатерина II пожаловала две парчовые священнические ризы и покров, вышитые золотом, серебром и шелком... В 1820 году монастырь был удостоен Высочайшего посещения Императора Александра I. Выразив свое удовлетворение благоустройством и благосостоянием обители, Государь пожаловал в монастырь золотую, с такой же цепочкой, украшенную бриллиантами панагию и особо настоятелю монастыря архимандриту Павлу - золотой, украшенный драгоценными камениями наперсный крест. Перечисление даров Высочайших особ можно продолжать и далее. Таким образом к 1909 году в ризнице насчитывалось более 2000 предметов.

Но не серебро и золото считались главной ценностью монастыря, а святые мощи преподобного Нила Столобенского и находящиеся при них его келейная чудотворная икона Божией Матери, называемая Селигерской, и икона самого угодника Божия, писанная в 1595 году иноками Иовом и Нифонтом. Эту икону во время холеры, свирепствовавшей в 1848 году в Осташкове и его окрестностях, обносили вокруг монастыря и брали в город для служения всенощных бдений и молебнов преп. Нилу, после чего эпидемия стала стихать, а в самой обители, всегда открытой для всех приходящих, не умер ни один из братии.

Архимандрит Агапит - настоятель Ниловой пустыни с 1839 по 1849 гг.
Архимандрит Агапит - настоятель Ниловой пустыни с 1839 по 1849 гг.

В это время управлял монастырем архимандрит Агапит (Воинов) (1839 - 1849 гг.), который возродил в Ниловой пустыни древнее церковное столповое пение - знаменный распев. Этот настоятель отличался высокой подвижнической жизнью и тайно носил железные вериги, а своим милостивым отношением ко всем бедным и страждущим, любовью и кротким обращением с братией снискал себе всеобщий почет и уважение.

По указу 1832 года, монахов и послушников в монастыре полагалось 60 человек. Причем основные хозяйственные работы проводились силами наемных рабочих и трудников, число которых иногда превышало 250 человек.
В этом же столетии, после возведения нового Богоявленского собора, вместо старых архиерейских келий и примыкающего к ним двухэтажного братского корпуса, по бедности архитектуры не соответствовавшего великолепному зданию храма, был построен новый сплошной двухэтажный корпус. А на полуострове Светлица вновь выстроена каменная церковь св. Архистратига Михаила с приделом святых Жен-мироносиц. Законченный вид архитектурному комплексу Ниловой пустыни придала гранитная набережная, выложенная вдоль всего берега острова Столобный.
В начале XX века на соседнем острове Городомля открылся Гефсиманский скит Ниловой пустыни, более тихий и уединенный, чем ставшая многолюдной обитель. Здесь подвизались иноки, достигшие высокого духовного опыта и совершенства.

Гравюра - план монастыря. Начало XIX века
Гравюра - план монастыря. Начало XIX века
Крестный ход из Осташкова в Нилову пустынь. Хромолитография по рисунку Я. М. Колокольникова-Воронина. Середина XIX в. Филиал ТГОМ, Осташков
Крестный ход из Осташкова в Нилову пустынь. Хромолитография по рисунку Я. М. Колокольникова-Воронина. Середина XIX в. Филиал ТГОМ, Осташков
Крестный ход из Осташкова в Нилову пустынь. Гравюра, шелкография. Конец XIX в. Филиал ТГОМ, Осташков
Крестный ход из Осташкова в Нилову пустынь. Гравюра, шелкография. Конец XIX в. Филиал ТГОМ, Осташков
План обмера земли о. Столобного. 1856 - 1863 гг.
План обмера земли о. Столобного. 1856 - 1863 гг.
План подворья монастыря Нилова пустынь. Начало XIX века
План подворья монастыря Нилова пустынь. Начало XIX века
Вид Ниловой пустыни с восточной стороны. Фото Прокудина-Горского. Начало ХХ века
Вид Ниловой пустыни с восточной стороны. Фото Прокудина-Горского. Начало ХХ века
 

 
Жемчужина Тверской епархии Памятник истории и культуры Возрождение обители Жизнь монастыря